Администрация Цимлянского городского поселения в VK.COM    Администрация Цимлянского городского поселения в OK.RU    Администрация Цимлянского городского поселения в TWITTER.COM      Подписаться на канал "События" RSS    Приём обращений  Карта сайта
 
 

Уважаемые пользователи, Администрация Цимлянского городского поселения перешла на новый сайт: https://tsimlyanskoe-gp.donland.ru/

Концепция формирования культуры межнационального общения

 Принята на областной научно-практической конференции
«Формирование культуры межнационального общения на Дону: опыт и проблемы»,
апрель 2002 г.

 Постановление №832 от 30.12.2016

О ходе реализации

I. Сущность, цели и задачи формирования культуры межнационального общения

Концепция формирования культуры межнационального общения (далее - Концепция) является составной частью, одним из направлений осуществления государственной политики в сфере межнациональных отношений. Она представляет систему взглядов на цели, задачи, принципы, основные направления, формы и методы формирования культуры межнационального общения.

В Концепции под культурой межнационального общения понимается совокупность личностных идейных и морально-политических установок, социально-нравственных ценностей, норм и требований, правил, привычек, осуществление которых обеспечивает мир, согласие, стабильность, сотрудничество в сфере межнациональных отношений.

Формирование культуры межнационального общения в Концепции рассматривается как сложный, многоаспектный, длительный процесс утверждения в образе мышления, чувств и поведения людей таких гуманных норм, как благожелательность, дружелюбие, терпимость, взаимопонимание, взаимность в отношениях между людьми разных национальностей.

Содержание Концепции базируется на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, решений Правительства Российской Федерации, Устава и законов Ростовской области. В ней учтены результаты научных исследований, а также опыт интернационального воспитания, накопленный органами государственной власти и местного самоуправления, общественными организациями и национальными диаспорами, учебными заведениями и средствами массовой информации.
Концепция направлена на решение следующих задач формирования культуры межнационального общения:
оказать содействие всем структурам, причастным к воспитанию культуры межнационального общения, вооружить их пониманием целей, задач, форм и методов данной работы:

придать более целеустремленный, конкретный, последовательный, эффективный характер деятельности по формированию культуры межнационального общения:

  • обеспечить единство действий по формированию культуры межнационального общения на базе общих принципов, методов воспитательного процесса.

II. Основные принципы формирования культуры межнационального общения

Формирование культуры межнационального общения осуществляется на основе следующих основополагающих принципов:

  • учет современной этнополитической ситуации в стране и в Ростовской области;
  • отражение основных положений и установок государственной национальной политики. Конституции Российской Федерации, федеральных и областных нормативных актов, регулирующих межнациональное общение;
  • строгое соблюдение демократических норм и требований, приоритета гражданских прав и свобод человека;
  • тесная связь образовательных и воспитательных действий с практикой межнационального общения, культивированием гуманистического отношения к человеку любой национальности;
  • системный, комплексный подход к решению задач утверждения высокой культуры, межнационального общения, координация действий всех сил, влияющих на характер межнационального общения.

А. Современная этнополитическая ситуация в стране и в Ростовской области

Российская Федерация, в том числе и Ростовская область, характеризуется высокой степенью этнокультурного многообразия. Здесь традиционно жили и живут представители многих народов в мире и согласии. Вместе с тем, в силу объективных и субъективных причин в области сохраняется непростая этнополитическая ситуация. Особую остроту этнополитической ситуации придают очаги межнациональных конфликтов, имеющих место на Северном Кавказе. Вооруженные столкновения, террористические акты, захват заложников, насилие, организованная преступность, мошенничество в разных формах подпитывают синдром взаимного отчуждения и недоброжелательства, несвойственные нашим народам. Межнациональные отношения зачастую политизируются и идеологизируются. порой используются в корыстных целях, на выборах.

Негативное воздействие на этнополитическую ситуацию оказывает наличие нерешенных социально-экономических проблем: безработица, невысокий уровень жизни значительной массы людей, безнадзорность подростков, преступность. Дестабилизирующее влияние на этнополитическую ситуацию оказывает высокий уровень миграции, порождающий порой напряженность в отношениях между мигрантами и местным населением, казачеством.

В целом этнополитическая ситуация является неустойчивой, находится под воздействием многих факторов, порождающих негативные проявления в межнациональных отношениях и служит важным основанием для проведения активной работы по формированию культуры межнационального общения.

Б. Отражение основных положений и установок государственной национальной политики, Конституции РФ, федеральных и областных нормативных актов, регулирующих межнациональные отношения

Основным содержанием всей деятельности по формированию культуры межнационального общения служат следующие положения и установки, вытекающие из Конституции РФ, федеральных и областных законов, а также государственной национальной политики:

  • приоритет конституционных прав и свобод личности, каждого человека независимо от его национальности, обеспечение условий для свободного национально-культурного развития всех народов;
  • утверждение терпимости к религиозным и культурно-языковым различиям, развитие конструктивного диалога между людьми разных национальностей;
  • уважение обычаев, традиций, регулирующих жизнь семьи, рода у различных народов;
  • исключение попыток решать с позиции силы спорные вопросы в межнациональных отношениях, любых способов разжигания национальной розни;
  • запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам национальной принадлежности;
  • сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации.

Указанные положения и установки составляют содержательную базу формирования культуры межнационального общения.

В. Строгое соблюдение демократических норм и требований, приоритета гражданских прав и свобод человека

Формирование культуры межнационального общения предполагает наличие условий, позволяющих представителям различным национальностей свободно определять и реализовывать свои национально-культурные цели, защищать свои права и свободы, создавать свои общественные институты гражданского общества в рамках действующего федерального и областного законодательства.

Г. Тесная связь образовательных и воспитательных действий с практикой межнационального общения, культивированием гуманистического отношения к человеку любой национальности

Стержнем формирования культуры межнационального общения является утверждение на практике гуманистического отношения к человеку любой национальности, уважения его права на свободу, счастье, достойную жизнь, признание человека как высшей ценности бытия. Активное, деятельное участие в совершенствовании межнациональных отношений на равноправных, справедливых началах самым эффективным способом влияет на формирование культуры межнационального общения.

Д. Системный, комплексный подход в решении задач утверждения высокой культуры межнационального общения, координация действий всех сил, влияющих на характер межнациональных отношений

Формирование культуры межнационального общения представляет собой единый, целостный процесс и предполагает системное, комплексное воздействие с учетом политико-правового статуса, общественно-экономического положения и уровня социально-культурного развития контактирующих национальных и этнических групп и их отдельных представителей.

Указанные принципы составляют взаимосвязанную, целостную систему ориентиров, пользуясь которыми можно обеспечить эффективное формирование культуры межнационального общения.

III. Главные направления деятельности по формированию культуры межнационального общения

Становление культуры межнационального общения происходит под совокупным воздействием по следующим главным направлениям:

A. Совершенствование нормативно-правовой базы межнационального общения;

Б. Создание социально-экономических условий формирования культуры межнационального общения;

B. Идейно-политическое и социально-психологическое влияние на процесс становления культуры межнационального общения;

Г. Социальное регулирование межнационального общения.

 

А. Совершенствование нормативно-правовой базы межнационального общения

Конституция Российской Федерации, федеральные и областные законы, нормативные акты создают надежную правовую базу гармоничных, стабильных межнациональных отношений. Вместе с тем, укрепление суверенитета, целостности и государственности, становление гражданского общества в стране порождает много нового, своеобразного в сфере межнационального общения, что, в свою очередь, требует постоянного обновления и обогащения, корректировки и уточнения всего арсенала правовых норм. Всякое, даже маленькое отставание законотворчества от развития межнациональных отношений, как правило, может порождать напряженность в этой среде. Особого внимания заслуживает совершенствование законодательства, призванного регулировать миграционные процессы, взаимоотношения мигрантов и местного населения.

Б. Создание социально-экономических условий по формированию культуры межнационального общения

Граждане Российской Федерации любой национальности обладают широкими социальными правами: правом на труд, на собственность, на свободу слова, на доступ к образованию, культуре, медицинское обеспечение, социальную защиту. Всякая дискредитация или ограничения граждан той или иной национальности в социальной сфере могут служить источником межнациональных противоречий и тормозом в формировании культуры межнационального общения. Следовательно, фактическое, равноправное и справедливое соблюдение социальных прав, создание надлежащих социально-экономических условий для достойной жизни человека любой национальности оказывает порой решающее влияние на процесс формирования культуры межнационального общения. Развитие экономической и социальной сферы, повышение уровня жизни, обеспечение занятости населения, обеспечение коммунальными, образовательными, медицинскими, культурными услугами создает благоприятные условия для формирования высокой культуры межнационального общения.

В. Идейно-политическое и социально-психологическое влияние на процесс становления культуры межнационального общения

Хорошо известно то, что в межнациональном общении важная роль принадлежит взглядам, представлениям, установкам, чувствам, привычкам людей. В зависимости от того, какими идеями, чувствами руководствуются люди разных национальностей в процессе общения, во многом зависит характер, культура межнационального общения. Всякое подчеркивание национальной исключительности, высокомерие, пренебрежение, унизительное отношение к другим национальностям обычно ведет к разногласиям, конфликтам, препятствует формированию высокой культуры межнационального общения. В этой связи особое значение приобретает непрерывная, целеустремленная работа всех структур обучения, воспитания и образования прежде всего подрастающего поколения, чтобы корректные, уважительные, толерантные отношения становились мировоззрением, установкой, привычкой в межнациональном общении.

Г. Социальное регулирование межнационального общения

Социальное регулирование межнационального общения состоит в том, чтобы, используя весь арсенал правовых, идейно-нравственных, социально-психологических, организационных мер, всемерно стимулировать, содействовать утверждению такой модели межнационального общения, при которой будет складываться атмосфера миролюбия, дружбы, согласия, взаимного сотрудничества и взаимопомощи как источника высокой культуры межнационального общения. Чтобы высокая культура межнационального общения ста-новилась неотъемлемой составляющей всего образа жизни и поведения, важно поощрять и пропагандировать опыт и традиции мирного, гуманного сосуществования, сотрудничества, дружеского общения, совместного решения общих проблем и, в то же время, используя силу закона и общественного мнения, подвергать нравственному осуждению проявления национализма, шовинизма, антисемитизма, разжигания национальной розни.

Межнациональное общение является сферой тонких, деликатных человеческих отношений, и его регулирование исключает бестактность, неучтивость, невоздержанность, нетерпимость, грубость, раздражительность, применение силовых методов.

IV. Меры, методы и приемы формирования культуры межнационального общения

Формирование культуры межнационального общения предполагает использование широкого арсенала мер, форм, методов, средств, приемов, технологий.

Условно их можно разделить на несколько следующих групп:

A. Организационно-правовые меры.

Б. Социально-экономические меры.

B. Идейно-нравственные, образовательные и воспитательные меры.

 

А. Организационно-правовые меры

Организационно-правовые меры формирования культуры межнационального общения направлены на обеспечение строгого соблюдения федерального и областного законодательства, регулирующего межнациональные отношения, а также защиту прав и свобод граждан любой национальности.

К числу таких мер можно отнести:

  • развитие областного законодательства в рамках соответствия Конституции РФ, федеральному законодательству и реальным процессам межнациональных отношений;
  • подготовку и публикацию ежегодного экспертного доклада о состоянии законности, защиты прав и свобод населения области в сфере межнациональных отношений:
  • стимулирование, оказание поддержки в создании и функционировании национальных объединений, организаций, диаспор, обществ, общин, повышение их активности в деле регулирования межнациональных отношений;
  • подготовку и повышение квалификации специалистов, работающих в структурах, призванных обеспечивать регулирование межнациональных отношений (правоохранительные органы, службы занятости, социальной защиты, образования, здравоохранения, администрации городов и районов);
  • аттестацию работников государственной власти и местного самоуправления, имеющих отношение к регулированию межнациональных отношений;
  • обеспечение кадровых служб учреждений, предприятий, организаций инструктивно-методическими материалами, касающимися регулирования межнациональных отношений;
  • проведение конкурсов на лучшую подготовку работы в национальных объединениях, организациях, диаспорах, обществах и общинах;
  • проведение Ассамблей, конгрессов, съездов, конференций народов Дона для обсуждения актуальных вопросов межнациональных отношений;
  • создание консультационных пунктов, призванных оказывать юридическую помощь в вопросах межнациональных отношений, более широкую практику использования телефонов доверия и других форм правовой защиты.

Б. Социально-экономические меры

Сущность социально-экономических мер формирования культуры межнационального общения состоит в том, чтобы всемерно содействовать повышению жизненного уровня всех жителей области, обеспечению занятости, расширению предпринимательской деятельности, развитию хозяйственных и торговых связей предприятий со странами, представители которых проживают в области.

В этих целях важно осуществлять следующие меры:

  • оказывать помощь и поддержку в создании и производстве продукции, имеющей традиционное национальное назначение;
  • содействовать созданию совместных предприятий, учредителями которых являются собственники, представляющие людей разных национальностей;
  • организовать специализацию врачей, учителей, работников социальных служб, знающих и учитывающих специфические особенности людей разных национальностей;
  • разрабатывать программы адаптации мигрантов, включающие в себя ознакомление с законами РФ и области, образом жизни и традициями местного населения, обустройство и интеграцию в местное сообщество;
  • организовывать широкомасштабные общественные работы, позволяющие безработным-мигрантам включиться в активную трудовую деятельность;
  • расширять сеть благотворительных социальных фондов, общественных мест проживания, столовых для оказания помощи социально слабо защищенным слоям населения;
  • наладить закупку и продажу продуктов, товаров, печатной продукции, имеющих национальную специфику, проводить конкурсы на лучшее приготовление национальных блюд, выставки и продажу национальной одежды, обуви;
  • принимать участие в мероприятиях, направленных на преодоление беспризорности, наркомании, алкоголизма, злоупотребления табаком, воровства, детской преступности.

В. Идейно-нравственные, образовательные и воспитательные меры

Идейно-нравственные, образовательные и воспитательные меры призваны перевести правовые и идейно-нравственные нормы, регулирующие межнациональные отношения, на уровень личного восприятия, внутренних установок, привычек, практического поведения граждан в сфере межнационального общения.

Для этого было бы целесообразным:

  • подготовить и издать учебно-методический комплект по курсу «Культура межнационального общения»;
  • организовать в форме факультатива во всех учебных заведениях изучение курса «Культура межнационального общения»;
  • включать в программы повышения квалификации специалистов разного профиля раздел «Культура межнационального общения»;
  • проводить разъяснительную работу по поводу основных положений Конституции РФ, законодательства, «Кодекса межнационального общения» и «Декларации прав народов Дона», содержащих установки на формирование высокой культуры межнационального общения;
  • продолжать проведение Дней национальной культуры (русских, армян, чеченцев, татар и т.д.), в ходе которых знакомить жителей области с достижениями представителей разных национальностей в сфере экономики, культуры, образования;
  • развивать национальные художественные промыслы, проводить выставки изделий, изготовленных умельцами-представителями разных национальностей;
  • проводить смотры, конкурсы участников художественного творчества представителей всех народов, проживающих на территории области;
  • расширять сеть культурно-информационных национальных центров, проводить смотры и конкурсы среди них на лучшую постановку работы;
  • наладить систематическое освещение проблем и лучших образцов межнационального общения, стимулировать деятельность журналистов, специализирующихся в сфере межнациональных отношений, вооружать их необходимой информацией, проводить пресс-конференции, конкурсы на лучшую публикацию о жизни людей разных национальностей, об опыте межнационального общения;
  • организовать специальные выпуски передач по телевидению и радио, специальные вкладыши, листки печатных изданий с условным названием: «Дон - наш общий дом, и жители его - одна семья»;
  • осуществлять переводы лучших произведений национальной литературы и их издание, проводить читательские конференции, встречи с писателями, художниками, поэтами, архитекторами, композиторами, представляющими национальную культуру;
  • организовать постоянно действующие экспозиции в музеях, дворцах культуры, кинотеатрах, культурных центрах с показом истории, традиций, достижений культуры народов, проживающих в области.

V. Управление процессом формирования культуры межнационального общения Формирование культуры межнационального общения может и должно стать управляемым процессом.

Управляемость формированием культуры межнационального общения может выражаться в создании условий, благоприятствующих утверждению мира, согласия и сотрудничества в сфере межнациональных отношений, придании всей деятельности в этой сфере целенаправленного, последовательного, упорядоченного характера, ограничивающего стихийность, необдуманность, импульсивность, фрагментарность.

Этому может способствовать осуществление следующих мер:

  • разработать городские, районные и областную программы формирования культуры межнационального общения, в которых отражать всю систему проводимых мероприятий в согласованном по целям, задачам, времени, исполнителям, ресурсам виде с учетом местных особенностей в межнациональных отношениях;
  • проводить мониторинг межнациональных отношений, устные и письменные опросы, статистические и научные обследования с тем, чтобы своевременно выявлять проблемы в межнациональном общении и находить способы для их решения;
  • создать областной, городские и районные координационные советы, призванные обеспечить совместную, слаженную работу всех структур в сфере межнациональных отношений;
  • изучать, обобщать и распространять наиболее эффективные модели межнационального общения;
  • проводить конференции, «круглые столы», переговорные площадки, дискуссии, обмены мнениями по наиболее важным, спорным проблемам межнациональных отношений и тем самым предупреждать возникновение конфликтов на межнациональной почве.