Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Главная страница - антикоррупция

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Правовой нигилизм и пути его преодоления

Нигилизм

 

Государство и право представляют собой основные элементы общественной жизни.
Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию правовым государством, в котором «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Но насколько сам человек готов быть гражданином правового государства? Необходимо, чтобы он сам действительно хотел поступать правовым образом.
Правовой нигилизм (от латинского nihil- ничего, ничто) – это отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Это отношение к праву имеет различную степень интенсивности. Поэтому различают пассивные и активные формы правового нигилизма. Пассивная форма выражается в неверии в возможности права, непризнании его позитивной роли в обществе (пассивный настрой граждан при осуществлении защиты нарушенных прав или и вовсе «смирение» с текущим положением дел и т.п.). Активная форма характеризуется враждебным отношением к законам, пропагандой своего мировоззрения среди других граждан (разжигание массовых конфликтов по поводу законов, которые существуют, но не воспринимаются как определенные нормы поведения; осуществлением массового схода граждан с лозунгами на соответствующую тематику и т.п.).
Причины появления правового нигилизма
Основными причинами, способствовавшими появлению и развитию правового нигилизма в российском обществе, считаются:
- особенности исторического развития отдельных народов и общества в целом (гнёт монголо-татарского ига, государственная политика Ивана Грозного, состоящая в реализации чрезвычайно репрессивных мер, многовековое крепостничество, лишавшее большую массу людей правосубъектности и др.); самодержавный, деспотический характер власти, отсутствие развитых демократических и правовых традиций; укоренение в общественном сознании понимания права исключительно как веления государственной власти, как указания «начальства» - то, что исходит «сверху», от властей, то и есть право;
- распространенность неправовых способов решения споров («самосуд», отсутствие посредничества при разрешении конфликтов, намеренное обхождение норм урегулирования споров, самоуправство и т.д.);
- переходный период, вызвавший трудности в правовой системе в результате неудачных попыток реформирования прежнего строя;
- коррупционные проявления во властных структурах, которые нарушают принцип равенства и социальной справедливости, затрудняют экономическое развитие страны и препятствуют повышению эффективности государственного (муниципального) управления, приводя к дискредитации права и подрыву доверия граждан к власти. Следовательно, встает вопрос о том, как остальное население должно добросовестно придерживаться правовых норм, если люди, призванием и основой поведения которых считается строгое соблюдение закона, нарушают его. Государство одновременно пренебрегает правом и борется с правовым нигилизмом, что, по сути, не является продуктивной борьбой.
Таким образом, правовой нигилизм в России проявлялся как несоответствие правовых норм социокультурному типу российского общества, что наблюдалось практически во все исторические периоды: правовые нормы не соответствовали общественным нравственным устоям.
Проявление правового нигилизма в современной России довольно ярко выражается в несоблюдении и невыполнении таких элементарных правовых норм как нарушение: общественного порядка, правил дорожного движения, правил поведения в общественных местах – курение в неположенных местах, употребление спиртных напитков и т.д.
Способы борьбы с правовым нигилизмом

Среди способов борьбы с нигилизмом следует выделить такие, как:
- разработка и рассмотрение предложений о повышении требований к физическим и юридическим лицам, претендующим на получение аккредитации в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;
- создание социальных роликов, с целью привлечения внимания к тому, что каждый гражданин, способствуя своими действиями или бездействиями коррупции, ставит под угрозу не только свою личную безопасность, но жизнь и здоровье других людей. Например, студент медицинского университета, дающий взятку преподавателю на экзамене, не обладая необходимыми знаниями, на практике не сможет спасти жизнь больного, а сотрудник ДПС, получив взятку от пьяного водителя, подвергает риску жизнь и здоровье других водителей и пешеходов. Такими материалами можно попытаться воздействовать на поведение людей, сформировать чувство нетерпимости к проявлениям коррупции и коррупционерам, повысить чувство ответственности за принятие собственных решений, а также подтолкнуть к более ответственным действиям;
- практическое применение мер, направленных на снижение экономической заинтересованности в совершении подобных правонарушений, повышение прозрачности в деятельности органов власти, а именно - расширение возможностей и форм участия граждан в управлении, вовлечение общественных институтов, граждан и экспертов в разработку, принятие и контроль государственных (муниципальных) решений, исполнение отдельных государственных (муниципальных) функций; осведомленность граждан о реализации целевых программ, об открытых конкурсах, аукционах, тендерах, откуда берется рост тарифов (высокие цены на тепло, газ, другие жилищно-коммунальные услуги) и т.п.;
- организация повсеместного проведения на регулярной основе просветительских и воспитательных мероприятий, направленных на повышение правовой грамотности и популяризацию антикоррупционных стандартов;
- духовное осмысление неправомерности коррупционных действий, рассмотренных на заседаниях рабочей группы с представителями официальных вероисповедальных групп, которые могут внести немалый вклад в антикоррупционное воспитание, призывая избегать пороков, ведущих людей к духовной гибели, предупреждая об опасности стремления к обогащению как самоцели. Противодействие коррупции в рамках духовно-просветительской деятельности возможно, например, за счет информирования верующих о греховности совершения коррупционных правонарушений как цели человеческой жизни, создания упрощенных текстов священных писаний, в том числе посвященных антикоррупционной проблематике, обсуждения тем, раскрывающих отношение государства и религии к проявлениям алчности и взяточничества;
- формирование сильного гражданского общества, подотчетность ему власти. Чтобы государственная власть добросовестно и ответственно исполняла законы, эффективно управляла и качественно оказывала публичные услуги своим гражданам, общество должно постоянно ее контролировать. В связи с этим одним из главных перспективных направлений антикоррупционной деятельности государства должно стать развитие форм общественного контроля и установление информационной прозрачности процесса функционирования исполнительной, законодательной, судебной власти, правоохранительных органов и органов местного самоуправления;
- преподавание в старших классах общеобразовательных школ основ правоведения. При этом акцент следовало бы делать на изучение вопросов, с которыми рано или поздно сталкивается всякий гражданин (к примеру, проблемы защиты прав потребителей). В этих целях в учебный процесс должны внедряться учебные курсы, программы, учебно-методические материалы, обеспечивающие получение знаний в области права. Должны разрабатываться специальные программы правового просвещения лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, трудных подростков и несовершеннолетних правонарушителей, таким образом в числе мер государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения, юридического образования и подготовки юридических кадров можно назвать подготовку преподавателей учебного предмета «Право», а также совершенствование профессиональной и методической подготовки преподавателей правовых дисциплин.
Именно они формируют у воспитуемых смысловое понятие, позитивное отношение к праву, законности, правопорядку, ведь в настоящее время молодежь не склонна к сопоставлению нормы закона и своего поведения, и не рассматривает свои противоправные действия как деяния, противоречащие законодательству. Именно поэтому своевременная и эффективная деятельность по правовому просвещению крайне важна и необходима в современном обществе;

Основные пути преодоления правового нигилизма - это повышение общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания; совершенствование законодательства; профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений; упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины; уважение и всемерная защита прав личности; массовое просвещение и правовое воспитание населения; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; скорейшее проведение правовой реформы и др.

ПАМЯТКА ДЛЯ СЛУЖАЩИХ

 

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ

 

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.

При этом может возникнуть противоречие между личными интересами государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства.

 a 01

 a 02

ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ - это возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера или каких-либо выгод/преимуществ как непосредственно самим служащим, так и состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родственники, друзья, знакомые и т.д.).

 a 03

СЛУЖАЩИЙ ОБЯЗАН принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. О возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (как только ему станет об этом известно) служащий обязан в письменной форме уведомить представителя нанимателя/работодателя.

 a 04

В случае, если служащий владеет ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать их в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством.

 a 05

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НАНИМАТЕЛЯ/РАБОТОДАТЕЛЬ, если ему стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ и УРЕГУЛИРОВАНИЕ конфликта интересов осуществляются путем отвода или самоотвода служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также может состоять в изменении должностного или служебного положения вплоть до отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

 a 06

НЕПРИНЯТИЕ государственным или муниципальным служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим его увольнение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Жесткость такой санкции обусловлена недопущением причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации и представляется оправданной с учетом последствий неурегулированного конфликта интересов.

 a 07

За непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов служащие могут быть привлечены к следующим видам ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ:

  • увольнение в связи с утратой доверия;
  • предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • выговор;
  • замечание.

 a 08

При решении вопроса о привлечении служащего к дисциплинарной ответственности должны учитываться характер совершенного коррупционного правонарушения, его тяжесть и обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнения им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.

ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ осуществляют надзор за исполнением федерального законодательства, в том числе законодательства о противодействии коррупции.

МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ РЯД КЛЮЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ, В КОТОРЫХ ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ ЯВЛЯЕТСЯ НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫМ.

Среди них:

  • выполнение отдельных функций государственного или муниципального управления, а также осуществления контрольно-надзорной деятельности в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;
  • нахождение родственников и иных близких лиц в служебной зависимости от должностного лица, неправомерное назначение их на должности, выплата им вознаграждений, принятие иных необоснованных решений кадрового характера;
  • участие должностных лиц в коммерческих организациях, в отношении которых осуществляется контрольная или надзорная деятельность;
  • заключение государственных или муниципальных контрактов на выполнение работ или оказание услуг с исполнителями, являющимися родственниками или иными близкими лицами служащего;
  • предоставление со стороны служащего аффилированным лицам государственных или муниципальных услуг, грантов, субсидий из средств соответствующих бюджетов, выделение земельных участков для строительства объектов недвижимости и распределении иных ограниченных ресурсов;
  • владение служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций).

Анализ показал, что во всех случаях конфликт интересов обусловлен определенными действиями (бездействием) чиновников в отношении аффилированных к ним лиц как физических, так и юридических. В основном выявленные факты связаны с возможностью оказания преференций себе либо близким родственникам.

 

ПРИМЕРЫ СИТУАЦИЙ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ

 

Выполнение отдельных функций государственного или муниципального управления, а также осуществления контрольно-надзорной деятельности в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Руководителем Управления Роскомнадзора по Республике Бурятия было рассмотрено несколько дел об административных правонарушениях в области связи и информации, совершенных ее супругом, который являлся руководителем направления республиканского филиала одного из крупнейших сотовых операторов России. В нарушение закона мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов чиновница не приняла и, имея личную заинтересованность в разрешении данных дел, самоотвод не заявила. В итоге по каждому из дел назначила нарушителю минимальные наказания в виде предупреждений. По требованию Генеральной прокуратуры приказом Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации чиновница была уволена в связи с утратой доверия.

 

Нахождение родственников и иных близких лиц в служебной зависимости от должностного лица, неправомерное назначение их на должности, выплата им вознаграждений, принятие иных необоснованных решений кадрового характера.

Главой администрации городского округа Челябинской области на должность руководителя одного из муниципальных унитарных предприятий принят тесть (отец супруги), которому главой органа местного самоуправления установлены оклад, размер стимулирующих и иных выплат, включая премии. После вмешательства прокурора, по результатам заседания комиссии по урегулированию конфликта интересов глава администрации привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора, его родственник - директор МУП уволен.

 

Участие должностных лиц в коммерческих организациях, в отношении которых осуществляется контрольная или надзорная деятельность.

По представлению прокуратуры Ивановской области уволена в связи с утратой доверия начальник управления по делам наружной рекламы администрации города в связи с наличием у нее конфликта интересов, связанных с участием в коммерческих организациях, осуществляющих деятельность в сфере рекламы.

 

Заключение государственных или муниципальных контрактов на выполнение работ или оказание услуг с исполнителями, являющимися родственниками или иными близкими лицами служащего.

После вмешательства прокуратуры Ульяновской области мер по утрате доверия освобожден от должности заместитель главы администрации муниципального образования, который не принял мер к урегулированию конфликта интересов в связи с участием в качестве заместителя председателя контрактной службы в проведении аукциона на ремонт водозаборной скважины, победителем которого был признан его родной брат - директор общества с ограниченной ответственностью.

 

Предоставление со стороны служащего аффилированным лицам государственных или муниципальных услуг, грантов, субсидий из средств соответствующих бюджетов, выделение земельных участков для строительства объектов недвижимости и распределении иных ограниченных ресурсов.

Житель Пензенской области путем предоставления в областное Управление по развитию предпринимательства подложных документов получил как индивидуальный предприниматель государственную поддержку (грант) в сумме 300 тыс. рублей на развитие предпринимательской деятельности. Как установлено в ходе расследования уголовного дела (возбужденного по ч. 3 ст. 159 УК РФ по факту мошенничества), предпринимательскую деятельность он не осуществлял, в уполномоченный орган представил фиктивные договоры по ремонту автомобилей муниципального бюджетного учреждения. Выяснилось, что данные фиктивные договоры были подписаны по указанию начальника Управления социальной защиты населения администрации района, которая являлась матерью указанного индивидуального предпринимателя. После вмешательства прокурора чиновница уволена с муниципальной службы в связи с утратой доверия.

Прокуратурой Костромской области установлен конфликт интересов в деятельности главы муниципального района, повлекший злоупотребление служебным положением в целях получения выгоды в виде имущественных прав для своего сына. В нарушение требований земельного законодательства, предусматривающего порядок организации и проведения торгов по продаже земельных участков, глава района, действуя из корыстных целей, заключил договор купли-продажи земельного участка по выкупной цене чуть более 100 тыс. руб. со своим сыном, в результате чего земельный участок стоимостью не менее 700 тыс. руб. выбыл из распоряжения муниципального образования. По материалам прокурорской проверки в отношении чиновника возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 285 УК РФ, судом он отстранен от занимаемой должности.

 

Владение служащим ценными бумагами, банковскими вкладами.

Председатель Комитета градостроительства и архитектуры Вологодской области и его заместитель на протяжении нескольких лет принимали решения об использовании бюджетных средств в интересах связанных с ними коммерческих структур. При этом они не указали сведения о вхождении себя и членов своих семей в состав учредителей и владельцев долей в уставных капиталах этих организаций, а также не приняли мер к урегулированию конфликта интересов. По результатам рассмотрения представления прокурора должностные лица уволены губернатором области в связи с утратой доверия.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Как показывает практика, в основе любого коррупционного правонарушения находится конфликт интересов лиц, занимающих публичные должности в системе государственного управления и обладающих в связи с предоставленными им государством полномочиями соответствующим влиянием, которое может быть использовано ими в личных интересах, в том числе вопреки интересам государства.

Основой правового регулирования конфликта интересов в любой сфере правоотношений является установление обязанности принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

В связи с этим стоящие перед органами прокуратуры задачи по осуществлению надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в части урегулирования конфликта интересов на государственной службе представляют особую актуальность.

  

Против коррупции
Против коррупции
Против коррупции
Против коррупции
Против коррупции
Против коррупции
Против коррупции